пятница, 23 января 2009 г.

Кризис японского автопрома

Японская автомобильная промышленность терпит убытки. Глобальная финансовая нестабильность привела к тому, что даже самая успешная корпорация страны, автогигант Toyota Motor, вынуждена была приостановить производство и отправить своих сотрудников в неоплачиваемый отпуск. Другие предприятия уже приступили к масштабным увольнениям.

Глобальный кризис в Японии отозвался волной сокращений в прежде наиболее прибыльных отраслях промышленности. Автопроизводители, столкнувшись с резким падением спроса на свою продукцию, только в течение декабря уволили около 12 тысяч своих сотрудников, а к марту их будет втрое больше.

В результате мирового спада автомобильный сектор - приоритетное экспортное направление японской экономики - понес наибольшие потери. Только за декабрь минувшего года продажи легковых машин внутри страны сократились на 22 процента, а в целом за прошедший год этот показатель достиг самого низкого уровня со времен нефтяного кризиса 1970-х годов. По оценке Казунори Мацумото, менеджера автосалона Toyota Мotor в Токио, конъюнктура резко ухудшилась, в тех объемах, что прежде, машины уже не продаются. Он считает, что пришло время экономии, хотя надеется, что в в ближайшие годы ситуация выправится. Но пока, по его словам, остается "затянуть пояса".

До последнего времени самая успешная по масштабам прибыли корпорация Японии – Toyota Motor - объявила, что предстоящий квартал будет дефицитным. Такого в компании не было с конца 30-х годов прошлого века. В целях экономии автогигант пошел на беспрецедентный шаг: в феврале-марте текущего года конвейеры всех двенадцати заводов корпорации Toyota внутри страны будут остановлены на 11 дней, а сотрудники на это время отправятся в неоплачиваемый отпуск.

Падание спроса на автомобили наносит удар по смежным сферам японской промышленности. Сотрудник бензоколонки ENEOS в Токио Ёцуэ Игараси поделился своими ощущениями: "Количество машин быстро сокращается. Конечно, это ужасно. Никто не знает, что дальше будет. Довольно грустно все это".

Падение доллара и евро привело к тому, что при пересчете экспортной выручки в подорожавшие иены японских производителей автомобилей столкнулись с колоссальными потерями. Обвальные колебания фондового рынка, спровоцированные ухудшением ситуации в США - главного внешнего рынка сбыта японских машин - обрушили капитализацию автомобильных компаний на 25-30 процентов. В этих условиях автоконцерны замораживают инвестиционные проекты за границей. Президент компании Toyota Motor Кацуаки Ватанабэ пояснил: "Мировой рынок сжимается, и мы должны с этим считаться. Поэтому в настоящее время расширение за счет новых заводов просто невозможно".

Резкое ухудшение конъюнктуры подорвало и продажи автомобилей класса "люкс", на которые до кризиса возлагались большие надежды. В Японии по итогам года непроданным оказался каждый пятый автомобиль Lexus. Прогнозы экспертов неутешительны: спрос на легковые машины в этом году будет неуклонно идти вниз.

К тому же в Японии у автомобильного транспорта есть превосходный конкурент, ведь это страна не только автомобилей, но и электричек. Железные дороги густой сетью покрывают весь архипелаг. Благодаря удобству и доступности, они и до кризиса были самым массовым видом транспорта в Японии, а теперь, когда автомобиль вновь превратился в предмет роскоши, поезда как главное средство передвижения вновь становятся вне конкуренции.

Комментариев нет: